Поиск:
22:20, 24 июня 2017, суббота
Версия для слабовидящих

История района

НОВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ РАЙОН ДОЛЖЕН СТАТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ ВСЕГО УРАЛО-КУЗНЕЦКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

В грандиозных планах первых пятилеток предусматривалось возведение гигантских металлургических предприятий на территории Урала и Сибири. Для обеспечения их оборудованием требовались машиностроительные заводы соответствующего масштаба. Новый индустриальный район должен был стать машиностроительным центром всего Урало-Кузнецкого угольного бассейна. Не сразу было выбрано место для строительства одного из таких гигантов. Первоначально для его размещения рассматривались: Верх-Исетсткий металлургический завод, Нижний Тагил и даже Челябинск. Но в результате тщательных экономических расчетов строительная площадка была определена за северной окраиной Свердловска. Основным аргументом в пользу такого решения стали залежи торфа, который предполагалось использовать в качестве топлива.

6 сентября 1927 Совет Труда и Обороны утвердил вариант расположения нового завода в Свердловске. Для возведения завода тяжелого машиностроения и соцгорода был выделен участок земли 1748,80 га неподалеку от важного железнодорожного узла, станции Свердловск-1, вблизи источников водоснабжения - озера Шувакиш и Верх-Исетского пруда. Озеро издавна славилось своей вкусной (говорят даже целебной) водой, а от пруда предполагалось протянуть водопровод для технических нужд завода.

ПЕРВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ. 1927 год

Первые подготовительные работы начались зимой 1927 года по решению Уральского областного Совета народного хозяйства (УОСНХ), не дожидаясь окончательного одобрения своих планов правительством страны. Начальником строительства был назначен Александр Петрович БАННИКОВ, главным инженером - Владимир Федорович ФИДЛЕР. Рабочие вырубали лес, корчевали пни, срывали холмы на трассе будущих дорог. На работу принимали в основном землекопов, лесорубов и плотников. К лету на стройке работало уже более 300 рабочих. Все работы велись вручную с помощью топора, лопаты, тачек и конной тяги. Одинокие рабочие жили в деревянных бараках, а «семейные» в самодельных землянках, отапливаемых железными печками. Тем не менее, к осени была проложена железнодорожная ветка от станции «Свердловск-1» до территории строительства, и 23 ноября по ней было торжественно открыто движение поездов, о чем торжественно объявил прибывший на торжества председатель ВСХН В.В. Куйбышев. В июне 1927 года на Уралмашинстрое была образована партийная ячейка из 8 человек, секретарем которой был выбран Стриганов, участник гражданской войны, матрос легендарного крейсера «Аврора», принимавший участие в штурме Зимнего дворца.

1928-1930. СТРОИТЕЛЬСТВО «УРАЛМАШЗАВОДА» ОБЪЯВЛЕНО ВСЕСОЮЗНОЙ УДАРНОЙ СТРОЙКОЙ

В начале марта после утверждения Всесоюзным Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) стройка стала официально называться "Уралмашинострой". Была определена дата окончания строительства - 1 октября 1933 года. В мае Технический Совет «Гипромеза» в Ленинграде одобрил эскизный проект Уральского машиностроительного завода. Возведение «Уралмашзавода» было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. 15 июля был заложен первый камень цеха металлических конструкций. Все строилось одновременно - завод и соцгород со своей инфраструктурой: инженерные коммуникации, дороги, административные здания, ремесленное училище, школы, магазины, хлебозавод, больница, детские сады, бани, кинотеатр, стадион, кварталы жилых домов. В 1928 году для обеспечения строительства необходимыми материалами построена лесопилка, способная дать в год 36 тыс. куб. м. пиломатериалов, построен кирпичный завод на 5,5 млн. кирпичей в год. Построена баня на 30 человек в час. А для создания культурного отдыха было построено каркасное здание клуба для кинопросмотра, художественной самодеятельности и клубных секций. В июле 1929 года сданы в эксплуатацию цех металлоконструкций и ремонтно-строительный цех. Строились они примерно 11-12 месяцев, небывалые темпы для Урала того времени. В январе 1930 года вышли первые номера еженедельной многотиражной газеты «На стройке», которую редактировал сам А.П. Банников. Для улучшения питания организуется сельскохозяйственная ферма, которая имела к 1930 году сотни голов крупного рогатого скота, свиней и несколько тысяч штук птицы. 15 июля 1930 года завершено строительство шоссе в город длиной 6 км (сегодня проспект Космонавтов) и по ней организовано автомобильное движение. В сентябре 1930 года был пущен питьевой водопровод от озера Шувакиш из скважин глубиной до 90 метров. Вода была чистейшая, не требовалось ни фильтрования, ни химической обработки. До этого питьевую воду брали из пяти колодцев и развозили по баракам на лошадях бочками. В 1930 году были заложены все основные цеха завода. К этому времени на стройплощадке стали появляться механизмы, способствующие росту производительности: бетономешалки, канавокопатели, экскаваторы и краны.

 СОЦГОРОД УРАЛМАШ: ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС

Летом 1926 года на месте будущего машиностроительного завода вырыты первые четыре землянки рабочих. Поселок строителей завода Уралмаш до 1928 года состоял из неблагоустроенных бараков. Ни о каком отоплении, канализации и водопроводе не было речи, первые бараки строились даже без перегородок. Фактически они представляли собой обычные сараи с печным отоплением и нарами. Проживали в бараках в основном бывшие крестьяне, завербовавшиеся на «стройку социализма» из-за голода, вызванного коллективизацией. Были и раскулаченные, неведомыми путями пробравшиеся на стройку. Говорят, что мало кто рисковал пройтись ночью по поселку - шансов остаться не покалеченным практически не было. В 1928 году бюро по проектированию нового жилого района возглавил Петр Васильевич ОРАНСКИЙ. Проект соцгорода предусматривал расположение жилого массива к северу от завода. И это не случайно: господствующие ветра здесь западные и северо-западные и поэтому жилой район мало страдает от вредных промышленных выбросов в атмосферу. В 1928 году началось строительство деревянных двухэтажных жилых домов в районе будущих улиц Кировоградской, Красных Борцов, Уральских рабочих. К ноябрю 1930 года было возведено несколько 4-х этажных кирпичных домов на улице Ильича. Новоселов особенно радовало редкое по тем временам центральное отопление и уж совсем большая редкость - ванны. В начале 30-х годов улица Ильича считалась самой привилегированной - здесь жили руководители завода, районные власти, инженеры, иностранные специалисты (в основном из Германии). В те времена кладку стен умели вести только в летнее время и, практически, на строительство дома уходило около 2-х лет. Но с проблемой справились «по-новаторски» очень быстро - решили строить так называемые «каркасно-засыпные» дома. Каркас таких двух- и трехэтажных домов делался из толстого бруса, а стены - из двойных деревянных щитов, между которыми насыпались опилки и известь. К ним подтягивали канализацию и водопровод, но отопление было печным. Очень быстро каркасными домами застроили целые кварталы - часть улицы Молотова (40-летия Октября), всю улицу Индустрии, Стахановскую. Некоторые из таких домов имели даже настоящие русские печки. Их владельцам завидовали жильцы соседних домов. По расчетам, каркасные дома должны были простоять 20 лет, фактически же последние отселения планируется провести в этом, 2006 году. В середине 30-х развернулось строительство в четырехугольнике между улицами Культуры, Красных Партизан, Банникова и Орджоникидзе. Многие жители этого квартала переселились сюда с улицы Ильича, поэтому в народе за кварталом прочно закрепилось название - «дворянское гнездо». Для озеленения улиц соцгорода денег не жалели даже в голодные 30-е годы: везли с Поволжья вагонами ясени, липы, клены, дубы, декоративные кустарники. На заводской территории Уралмашзавода кое-где встречался даже грецкий орех, правда, очень хилый.

1931-1932. СТАЛИНСКИЙ РАЙОН

В 1931 году на стройплощадке работало уже до 17 тысяч рабочих, из них 3400 человек были ударниками коммунистического труда. В то время неграмотных было 1003 человека, а малограмотных - 1487 человек.

В марте месяце на базе «Уралмашиностроя» создан Сталинский район.

29 марта вышел первый номер газеты «Сталинец» (до этого газета называлась «На стройке»). В 1931 году были сданы в эксплуатацию чугунолитейный цех, промышленный водопровод, модельный и инструментальный цеха. За год действующие цеха дали валовой продукции на 76,117 тыс. руб. 15 июля прозвучал первый заводской гудок. Построена водонапорная башня с баком 700 кубометров, самым большим металлическим баком на планете. В августе сварен газопровод длиной 3 км. Осенью открыт вечерний институт, в котором начали обучаться 200 человек. Комсомольцы создали первую производственно-бытовую коммуну с обобществлением зарплаты на 100 процентов. Посетивший стройку в сентябре Народный комиссар Ворошилов К.Е. на митинге заявил: «Уралмашстрой одно из лучших и сложнейших строек, которые я видел». В 1931 году открыто трамвайное движение до вокзала протяженностью 6 км, билет тогда стоил 15 копеек. Построенный цирк работал даже зимой. В 1932 году сданы в эксплуатацию цеха: механический №1, термический №1, кузнечно-прессовый, механический №2. Построена ТЭЦ, газо-генераторная станция, гараж, школа фабрично-заводской семилетки, детсад и фабрика-кухня на 100 тысяч блюд в сутки. В июле закончены работы на звуковом кинотеатре «Темп», хлебозаводе на 80 т изделий, построена школа №81. За год было внесено 1167 рацпредложений, принято около 500, которые принесли экономии на 311 тысяч рублей. В это время на УМС выпускалось 182 газеты: 85 цеховых, 5 бригадных, 10 технических, 57 барачных и др. В 1932 году сразу два основных руководителя УМС (Банников и Фидлер) ушли из жизни.

РОЖДЕНИЕ ЭЛЬМАША

11 июня 1932 года было принято постановление №422 о строительстве уральской электромашиностроительной группы заводов «Уралэлектротяжмашина». Руководителем строительства и проекта был назначен опытный инженер А.П. АЛЬПОВ. Сразу же развернулись подготовительные работы - вырубка леса, постройка подсобных помещений и бараков для рабочих. В июле 1933 г. был заложен фундамент первого завода - аппаратного. Всего планировалось в рамках проекта построить четыре завода: турбогенераторный, завод гидрогенераторов и крупных машин, аппаратного и трансформаторного. Вокруг нового завода на пустом месте в районе будущей станции метро «Машиностроителей» образовался рабочий поселок. Сначала было построено 20 бараков, дома коридорного типа и другие культурно-бытовые учреждения. Началось строительство соцгородка на Эльмаше. В лесу была вырублена просека и проложена грунтовая дорога - сегодня это улица Краснофлотцев. 15 июля 1934 года пущено опытное производство завода Уралэлектромашина. Дальнейшее строительство шло параллельно с освоением продукции. Первым директором был назначен Александр Миронович ДУБНЕР. В предвоенные годы завод не был в числе ведущих электротехнических предприятий. Всего 1200 работающих в семи пролетах одного корпуса и небольшое здание с литейным и кузнечным участками - масштабы даже по тем временам невеликие. Завод изготовлял оборудование на напряжение не выше 10 киловольт. Но уже в 1940 г. выпуск продукции завода увеличится по сравнению с 1935 годом в 13 раз, а номенклатура изделий достигнет 233 типов. «Уралэлектромашина» станет самым мощным на Урале многоотраслевым электротехническим комбинатом. Новый Куйбышевский район вошел в состав Орджоникидзевского только в 1956 году.

1933. ОТКРЫТИЕ «УРАЛМАШЗАВОДА»

15 июля 1933 года состоялось торжественное открытие завода «Уралмаш». Заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе. В 1933 году в соцгороде Уралмаш были построены две школы №№68 и 71 и новая баня на 400 человек в час. На 24 улицах установлено 257 фонарей, уложено 16,5 км водопровода, замощено 17 тыс. км дорог, посажено 5000 деревьев, 22 тысячи кустарников и 85 тысяч цветов. Всего в то время в соцгороде было установлено 1100 радиоточек и 625 телефонов.

17 мая 1935 года: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА

17 мая 1935 года Исполком Свердловского областного Совета народных депутатов принял постановление об образовании в городе четвертого района - Орджоникидзевского за счет разукрупнения Сталинского района. Эта дата ознаменована еще одним важным для жителей района событием - 17 мая 1935 года уралмашевцы принимали первых героев Советского Союза - летчиков Ляпидевского, Водопьянова, Слепнева. Эти люди в исключительно тяжелых погодных условиях сняли участников экспедиции терпящего бедствие парохода «Челюскинец» со льдов Арктики. Вся страна следила за ходом спасательной операции экипажа «Челюскинца». 17 мая с вокзала группа челюскинцев прибыла на Уралмаш, площадь была забита народом, овации невозможно передать.

1935-1940. ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ

В 1935 году в районе открылась музыкальная школа, а в 1936 году внутри рабочего квартала между домами улиц Кировоградской, Ильича, Стахановской и Калинина открыт первый в районе стадион с футбольным полем и зрительными местами. В эти годы шло освоение сложнейшего оборудования на заводах. За границей на золото покупались лучшие станки. В 1936 году уралмашевцы производили 96 видов изделий, 73 из которых ранее в стране не изготавливались. Подсчитано, что за три года Уралмаш произвел продукции, для закупки которой за рубежом потребовалось бы 15 млн. рублей золотом. 1937 год - массовые репрессии на Уралмаше. Был арестован и расстрелян весь командный состав предприятия - те люди, под руководством которых происходило становление района. Уничтожение кадров Уралмаша тяжело отразилось на заводе. В 1937 году объем выпуска упал в 2,2 раза, были сорваны практически все важные заказы строящихся металлургических заводов.

1941-1945. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

В годы войны район стал сердцем оборонной промышленности не только города, но и страны. За короткий срок все предприятия района были перепрофилированы на военное производство. За годы войны на фронт с завода Уралмаш было отправлено 5551 боевая машина (танки Т-34, самоходки СУ-122, Су-85 и СУ-10), тысячи боевых машин, выпущенных на других заводах, были одеты в уралмашевскую броню (корпуса и башни). Кроме того, на «Уралмашзаводе» шел выпуск корпусов тяжелых авиабомб и реактивных снарядов для знаменитых «Катюш». Наряду с военной продукцией завод поставлял и металлургическое оборудование, необходимое в условиях значительного увеличения производства металла в стране. На территории Уральского турбинного завода разместились дизельная часть Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда, и Турбогенераторный завод - из Харькова. Дизельный выпускал моторы для боевых машин, турбинный - запасные части для ремонта турбин на электростанциях. В первые месяцы войны на «Уралэлектроаппарате» было также организовано оборонное производство. Была выпущена первая продукция для фронта - саперные лопаты, около 30 тыс. штук. На предприятие также изготавливались снаряды для артиллерии и знаменитые ракетно-минометные установки, получившие в ходе войны название «Катюша». Делали на заводе и снаряды для «Катюш». Каждый четвертый танк в Великую Отечественную войну выходил с двигателем, выпущенным на Турбомоторном заводе. 24 тысячи самолетов противника было сбито из 20 тысяч зенитных установок, выпущенных заводом им. Калинина. Каждый 19-й танк, созданный в СССР был собран на Уралмаше. В 1942 году в школе № 77 была создана школа ВВС, где готовили летчиков-штурманов для Красной Армии. В начале 1943 года формируется уральский добровольческий корпус. На собственные средства орджоникидзевцев было построено три танковых колонны, для чего было собрано 53 млн. рублей. В корпус было зачислено 282 добровольца, в том числе 200 уралмашевцев. Уральский танковый корпус участвовал в боях за освобождение Брянска, Украины и Польши, уральские танкисты штурмовали Берлин. Большая работа была проведена в районе по размещению и восстановлению эвакуированных промышленных предприятий, а также размещению тысяч людей. Многие из них жили в подвалах домов по улице Ильича, здесь организовали временные жилые помещения с кухнями и туалетами. Новых жителей в районе оказалось так много, что начали использовать даже чердаки двухэтажных деревянных домов - их утепляли, устанавливали печи. В результате этих мероприятий в районе разместилось 26000 эвакуированных. Уже с августа 1941 года на территории района стали организовывать работу госпиталей, которые разместились в здании гостиницы "Мадрид", в школах № 80, № 16, № 68. 

1946 - 1960. ОБЪЕДИНЕНИЕ УРАЛМАША И ЭЛЬМАША

В послевоенные годы промышленность и социальная сфера района продолжили свое динамичное развитие. В районе сформировалось четыре градообразующих предприятия - "Уралмашзавод", Турбомоторный завод, "Уралэлектроаппарат", машиностроительный завод им. Калинина. Продукция предприятий района пользовалась спросом во многих странах мира. Орджоникидзевский район стал "промышленным ядром Свердловска". Расширялось социальное строительство в районе. В 1948 году была пущена первая очередь трамвайной линии на Эльмаш, а в 1949 году поселок Эльмаш был соединен с центром города трамвайной линией. В 1953 году вступил в эксплуатацию Дворец культуры завода «Ураэлектроаппарат» со зрительным залом на 600 мест. В 1959 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Орджоникидзевский район (Уралмаш) и Куйбышевский район (Эльмаш) были объединены в один Орджоникидзевский район.

60-е - 90-е годы. ОТ ТРОЛЛЕЙБУСА ДО МЕТРОПОЛИТЕНА

В 60-х гг. на Уралмаше было создано троллейбусное движение. Это было время активной застройки района. В 1965 году на Уралмаше было заложено 8 пятиэтажных домов. Строительство жилья велось цехами «Уралмашзавода» и заселяли квартиры рабочие. Всего на проспекте Космонавтов Уралмаш построил 41000 кв. метров жилья. В эти же годы около деревни Пышма раскинулось мощное тепличное хозяйство Орджоникидзевского совхоза. Отсюда Уралмаш получал ранние овощи с марта-февраля месяца. В 1964 году завод "Уралэлектроаппарат" переименован в «Уралэлектротяжмаш им. Ленина». В 1965 году сдана в эксплуатацию экспериментальная школа № 128 на 1600 мест, самая крупная школа в городе, области и республике. В 1967 году постановлением Облсовета все учреждения и организации района перешли на пятидневную рабочую неделю. В 70-е годы застройка района продолжалась. За период 1971-1975 гг. введено в действие 118,7 тыс. кв.м. жилой площади. В августе 1980 года началось строительство Свердловского метрополитена - первого на Урале и 13 в СССР. Огромную роль в строительстве метро сыграли предприятия Орджоникидзевского района: Уралмашзавод, завод им. Калинина, Турбомоторный завод, Уралэлектротяжмаш. 27 апреля 1991 года были пущены три первые станции: "Проспект Космонавтов", "Уралмаш" и "Машиностроителей". Следующей вехой стало открытие движения до станции "Уральская" - до железнодорожного вокзала - 22 декабря 1992 года. А еще через два года - 22 декабря 1994 г. - жители Уралмаша и Эльмаша получили возможность добираться на метро самый центр города - на Площадь1905 г. Осенью 1996 года был заложен первый камень в основание Храма Рождества Христова. А уже 7 января 1998 года в нем была отслужена первая литургия. Проект церкви разработан новосибирскими архитекторами под руководством А.П. Самойлова, но затем он был значительно переделан екатеринбургскими специалистами (во главе с архитектором В.Н. Баранцевым). Здание построено очень быстро благодаря использованию современных материалов. Это первая каменная церковь, возведенная в Екатеринбурге за последние 100 лет.

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города