Поиск:
00:43, 6 декабря 2019, пятница
Версия для слабовидящих

История района

НОВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ РАЙОН ДОЛЖЕН СТАТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ ВСЕГО УРАЛО-КУЗНЕЦКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

История Орджоникидзевского района Екатеринбурга выступает важной вехой в истории города. Планы индустриализации в течение нескольких первых пятилеток предполагали построение масштабных металлургических заводов на территории Сибири и Урала. Развитие металлургической отрасли влекло за собой развитие машиностроительной, которая бы смогла обеспечить потребности промышленности. Выбор района для развития машиностроения в Урало-Кузнецком угольном бассейне был сделан не сразу – им мог стать Нижний Тагил, Верх-Исетский металлургический завод, город Челябинск, но в итоге было решено начать промышленную застройку к северу от Свердловска. Так началась история развития района.

Первые строительные работы: 1927 г.

В начале 1927 г. началась подготовка к будущей промышленной застройке. Рабочие вырубали лес, выравнивали рельеф местности, чтобы расчистить пространство для будущих дорог.
Решение о строительстве завода в г. Свердловске было принято 6 сентября 1927 г. А уже в ноябре того же года к месту строительства будущего завода была проложена ветка железной дороги и открыто движение поездов. Начальником строительства стал Александр Петрович Банников, а главным инженером стал Владимир Федорович Фидлер.

Условия проживания рабочих, начинавших стройку Уралмашинстроя, были более чем скромными. Не имеющих семей работников селили в деревянных бараках, а тех, кто приезжал с семьей – в землянках, в которых устанавливали переносные железные печки.

1928-1930. Строительство «Уралмашзавода» объявлено Всесоюзной ударной стройкой

История Уралмаша, района, входящего в состав Орджоникидзевского, началась в марте 1928 г. Тогда Всесоюзный Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) дал строительству официальное название – «Уралмашинострой». По плану, в октябре 1933 г. работы должны были быть закончены. Строительство завода было объявлено ударной стройкой всесоюзного значения, а это означало чрезвычайно высокие темпы выполнения работ.

Завод и сопутствующая инфраструктура строились одновременно. В июле 1928 г. был заложен первый камень для сооружения цеха металлоконструкций. Одновременно возводились производственные объекты – лесопилка, кирпичный завод, продукция которых тут же использовалась для потребностей строительства «Уралмашиностроя».

Соцгород Уралмаш: жилищный вопрос

Соцгород со своей инфраструктурой не отставал по темпам роста – быстрыми темпами были построены школы, больница, хлебозавод, детсады, бани, здания городской администрации и ремесленное училище. Возводились новые кварталы жилых домов, были подведены дороги и инженерные коммуникации. Был у рабочих и клуб, который давал возможность развиваться художественной самодеятельности и посещать киносеансы.

В июле 1929 г. были завершены работы по строительству цеха металлоконструкций и ремонтно-строительныго цеха. Каждый из них был возведен менее чем за год, что стало практически рекордом для Урала в то десятилетие. В 1930-м году были заложены все основные заводские цеха.

В июле 1930 г. было закончено сооружение шоссе длиной 6 км, соединявшее строительную площадку с городом. Сейчас это проспект Космонавтов. В сентябре 1930 г. был запущен водопровод, поставлявший питьевую воду из скважин до 90 м в глубину. Вода не требовала очистки и фильтрации. До этого источниками питьевой воды были колодцы на территории, а развозили ее по домам в бочках.

История района Уралмаша

Район берет начало от поселка строителей Уралмашиностроя. До 1928 г. поселок представлял собой несколько рабочих бараков без какого-либо благоустройства, фактически это были сараи с печками и нарами. Обитателями бараков были крестьяне, которые были вынуждены приехать работать на стройку из-за голода, спровоцированного коллективизацией.

В 1928 г. было создано бюро по проектированию нового жилого района, начальником которого стал Петр Васильевич Оранский. Согласно проекту, жилой массив размещался севернее завода, и это было продуманным решением. Преимущественное направление ветров в этом районе – западное и северо-западное, и воздушные потоки уносят промышленные выбросы вдаль от жилых районов.

В 1928 г. были построены деревянные двухэтажные дома, на месте которых сейчас находятся улицы Кировоградская, Уральских Рабочих и Красных Борцов.Застройка жилых кварталов продолжалась, и осенью 1930 г. были сданы в эксплуатацию 4-хэтажные кирпичные дома на улице Ильича. Эта улица в начале 1930-х считалась наиболее престижной в городе – здесь проживали представители местных властей, руководство завода, инженеры и приглашенные из-за границы технические специалисты.

Строительство кирпичных домов в те годы было сложнее, чем сейчас – кладку стен не могли вести зимой, и возведение дома затягивалось на 2 года. Чтобы улучшить жилищные условия работников, приняли решение о сооружении каркасных домов. Каркас возводился из толстого бруса, а стены были образованы двойными деревянными щитами, в пространство между которыми сыпали смесь известь и опилок. В таких домах проводили водопровод и канализацию, но сохранялось печное отопление.

Каркасно-насыпными домами были застроены улица Индустрии, ул. Стахановская, часть ул. Молотова (она же 40-летия Октября). По расчетам, они должны были прослужить 20 лет, но отселение закончилось в середине 2000-х. Город озеленяли привезенными с Поволжья липами, ясенями, кленами и декоративными кустарниками.

Репрессии конца 1930-х годов не обошли стороной «Уралмаш». Все руководители предприятия, которые приняли непосредственное участие в становлении завода и создании районов, были арестованы и позже расстреляны. Эта потеря стала для «Уралмаша» критичной – нехватка кадров и профессионалов привела к падению продуктивности производства более чем в 2 раза.

1931-1933. Сталинский район

Район возник на основе прежнего Сталинского района. Он, в свою очередь, был создан в марте 1931 г. на базе предприятия «Уралмашинострой». На тот момент в строительстве было занято около 17 тысяч рабочих. В 1931 г. были сданы в эксплуатацию чугунолитейный, модельный и инструментальный цеха, запущен водопровод для производственных потребностей. В том же году возведена водонапорная башня и сварен газопровод. Инфраструктура развивалась быстрыми темпами.

Осенью 1931 г. открылся вечерний институт, который принял в первый же год работы 200 студентов.Для удобства жителей запущена трамвайная линия до вокзала длиной 6 км. В 1932 г. начали работу:

  • механический цех №1;
  • механический цех №2;
  • термический цех №1;
  • кузнечно-прессовый цех;
  • ТЭЦ;
  • газогенераторная станция.

Кинотеатр «Темп», детский сад и школа семилетнего обучения открылись в том же году.

1932 г. стал годом, когда ушли из жизни сразу два ключевых руководителя Уралмашиностроя – А.П.Банников и В.Ф.Фидлер. Оба они скоропостижно скончались во время рабочих командировок в Москву.

15 июля 1933 г. был открыт завод «Уралмаш», который получил имя Серго Орджоникидзе. В мае 1935 г. Свердловский областной совет принял решение о создании 4-го района в городе – Орджоникидзевского, который образовался при укрупнении Сталинского района.

В довоенные годы Орджоникидзевский район стремительно развивался, причем не только в сторону промышленности, но и в плане организаций образования и культуры. В 1935 г. начала работу музыкальная школа, а в 1936 г. заработал первый в районе стадион с футбольным полем. Он располагался в рабочем квартале, образованном улицами Ильича, Стахановской, Кировоградской и Калинина.

История района Эльмаш

История Эльмаша начинается в июне 1932 г., когда постановлением №422 комиссариата тяжелой промышленности было принято решение о строительстве группы электромашиностроительных заводов на Урале. Группе было дано название «Уралэлектротяжмашина». Руководство проектом возглавил инженер А.П. Альпов. Производственный план предусматривал строительство 4-х заводов – турбогенераторного, аппаратного, а также заводов по производству трансформаторов, гидрогенераторов и крупных машин. Строительство первого из них, аппаратного, было начато в июле 1933 г.

Началось создание рабочего поселка и возведение соцгородка. Рабочий поселок находился на месте нынешней станции метро «Машиностроителей», а нынешняя улица Краснофлотцев расположилась на месте вырубленной просеки и грунтовой дороги от соцгородка. Завода «Уралэлектромашина» начал работу в июле 1934 г. Возглавил предприятие Александр Миронович Дубнер. К 1940-му году завод «Уралэлектромашина» станет самым мощным производителем электротехнической продукции на Урале.

Военные годы в Свердловске

Орджоникидзевский район, история которого связана с промышленностью, был серьезной опорой страны в военные годы. С 1941 г. по 1945 г. предприятия города, как и многие заводы страны в то время, были перепрофилированы для производства военной техники и необходимого оснащения. Завод «Уралмаш» произвел более 5000 боевых машин – в их числе знаменитые танки Т-34 и самоходки моделей СУ-10, СУ-85 и СУ-122. Также «Уралмаш» выпускал броню, которую использовали для защиты боевых машин, выпущенных на других предприятиях.

«Уралмашзавод» занимался производством снарядов для «Катюш» и корпусов для тяжелых авиабомб. Также здесь выпускалось оборудование для металлургической промышленности, которое поставлялось во многие предприятия страны. В те годы потребность в металлургическом производстве возросла в разы.

Уральские предприятия стали местом эвакуации крупных заводов страны, потерявших возможность работы из-за оккупации. Уральский турбинный завод принял и разместил на своих объектах дизельное производство Кировского завода, а также завод по производству турбогенераторов из Харькова. Дизельный завод в те годы обеспечивал боевые машины моторами.

Завод «Уралэлектроаппарат» был переоборудован для оборонного производства и выпускал саперные лопаты, артиллерийские снаряды и ракетно-минометные установки – «Катюши».

На базе школы №77 в 1942 г. была создана школа ВВС, в которой готовили будущих военных летчиков. В середине 1941 г. в школах №16, №68 и №80, а также в гостинице «Мадрид» расположились госпитали.

Свердловск принимал большое количество эвакуированных. Их размещали в подвалах жилых домов, обустраивали временные жилые помещения, а когда их перестало хватать, обустраивали даже чердаки. Всего район принял до 26000 эвакуированных.

Объединение районов Эльмаша и Уралмаша

После окончания войны промышленность и социальная инфраструктура Свердловска стремительно восстанавливалась и продолжала развиваться. В те годы выделилось 4 градообразующих предприятия – завод «Уралэлектроаппарат», «Турбомоторный завод», «Уралмашзавод» и машиностроительный завод имени Калинина.

В результате быстрого восстановления и развития Орджоникидзевский район вскоре стал промышленным центром Свердловска и объединял вокруг себя развивающуюся инфраструктуру. Здесь развивалось социальное строительство, открывались новые трамвайные линии, в 1953 г. был открыт Дворец культуры «Уралэлектроаппарат».

Вследствие расширения района и проведенного масштабного строительства в 1959 г. Президиум Верховного Совета РСФСР постановил объединить Орджоникидзевский район (Уралмаш) с Куйбышевским районом (Эльмашем) в один район, которому было дано название Орджоникидзевского.

Развитие города с 1960-х по 1990-е годы

В 1960-х годах район Уралмаша активно застраивался, была начата стройка нескольких пятиэтажных кирпичных домов. Стройкой занималось предприятие «Уралмашзавод», квартиры в построенных домах получали рабочие. Эти дома находятся на проспекте Космонавтов.

В 1964 г. заводу «Уралэлектроаппарат» было присвоено новое название «Уралэлектротяжмаш им. Ленина». С 1971-1975 гг. в городе сдали в эксплуатацию более 100 тыс. квадратных метров жилой площади.

Август 1980-го года ознаменовался началом строительства Свердловского метрополитена. В этом масштабном проекте принимали участие все крупные предприятия города – Турбомоторный завод, завод им. Калинина, Уралмашзавод и Ураэлектротяжмаш. Первые три станции, которые были открыты в апреле 1991 г. – это «Уралмаш», «Проспект Космонавтов» и «Машиностроителей». В 1992 г. была открыта станция «Уральская», а через 2 года метрополитен соединил районы Уралмаша и Эльмаша с центром города, Площадью 1905 г.

После распада Советского Союза в городе активно восстанавливались храмы, разрушенные в первые десятилетия советской власти. В 1996 г. было начато строительство Храма Рождества Христова, который принял первых прихожан уже в 1998 г. Проект церкви разрабатывали новосибирские архитекторы во главе с А. П. Самойловым, но он был существенно изменен специалистами в Екатеринбурге под руководством архитектора В. Н. Баранцева. Здание стало первой каменной церковью в Екатеринбурге за последние 100 лет.

 

Посетите также другие популярные страницы сайта: квартальные инспекторы Орджоникидзевского района, организации и службы муниципального района.

© 2002 - 2019 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2019 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города